Главная \ БУХГАЛТЕРСКИЕ УСЛУГИ \ ПОЛНОМОЧИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
ПОЛНОМОЧИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Налоговые органы вправе:
- Производить в организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - органы,организации и граждане) проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.
- Осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
- Контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью.
- Получать от предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения. Должностные лица налогового органа обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций.
- Обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан. В случаях отказа граждан допустить должностных лиц налоговых органов к обследованию указанных помещений налоговые органы вправе определять облагаемый доход таких лиц на основании документов, свидетельствующих о получении ими доходов, и с учетом обложения налогами лиц, занимающихся аналогичной деятельностью.
- Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение.
- Приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях не представления (или отказа представить) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.
- Изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижение прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания. Объем и состав изымаемых документов определяются инструкцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное мотивированное постановление должностного лица налогового органа.
- Выносить решения о привлечении организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном НК РФ.
- Взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ.
- Возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
- Предъявлять в суде и арбитражном суде иски:
- о ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании регистрации предприятия недействительной в случае нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;
- о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;
- о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.
- Создавать на период погашения задолженности по налогам налоговые посты в организациях, имеющих трехмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля за ее погашением.
Налоговые органы обязаны:
- Соблюдать законодательство о налогах и сборах;
- Осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
- Вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
- Проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
- Осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
- Соблюдать налоговую тайну;
- Направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акт аналоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
- Направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств.
Порядок проведения сверки расчетов с налогоплательщиками по налогам, сборам, взносам
- Сверка расчетов налогоплательщика проводится налоговым органом в обязательном порядке в следующих случаях:
- квартально - с крупнейшими налогоплательщиками;
- при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
- при процедуре снятия налогоплательщика с учета при ликвидации(реорганизации) организации;
- по инициативе налогоплательщика;
- в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.
- Срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов не должен превышать 15 рабочих дней.
- В установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки расчетов налогоплательщика по почте.
- Срок проведения сверки расчетов с крупнейшими налогоплательщиками при необходимости может быть увеличен.
- В случае отсутствия расхождений данных налогового органа с данными налогоплательщика на документ (форма 23-а краткая) ставятся подписи налогоплательщика и должностного лица отдела работы с налогоплательщиками. Первый экземпляр акта сверки в течение 3-х рабочих дней вручается налогоплательщику или отправляется по почте.
- При выявлении расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками осуществляет сверки расчетов налогоплательщика по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика.
- При выявлении ошибки, допущенной по вине налогового органа, в тотже день готовится служебная записка в отдел, допустивший эту ошибку. Срок исправления ошибок - не более 5 рабочих дней, после чего о проведенной работе в отдел работы с налогоплательщиками направляется служебная записка (отрывная часть).
- После получения служебных записок из отделов об исправлении ошибок в базе данных в течение 3 рабочих дней со дня их получения формируется акт сверки расчетов с учетом внесения изменений на текущую дату в двух экземплярах.
- По всем крупнейшим налогоплательщикам сверка расчетов в обязательном порядке проводится налоговым органом ежеквартально. Для этого до 15 числа месяца, следующего за отчетным, составляется график. Налогоплательщикам рассылаются письменные уведомления о датах проведения проверок. Допускается составление графика в начале календарного года с разбивкой по отчетным кварталам.
- В случае неявки налогоплательщика для оформления результатов сверки в срок, указанный в уведомлении, акт сверки расчетов в двух экземплярах отправляется ему по почте. В уведомлении сообщается о необходимости возврата подписанного экземпляра акта сверки.
- После получения служебной записки о снятии налогоплательщика с учета в налоговом органе должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками проводит сверку расчетов налогоплательщиков. Налогоплательщик приглашается в налоговую инспекцию уведомлением с указанием даты проведения сверки расчетов.
- Уведомление передается по почте. В случае возврата в налоговую инспекцию уведомления с пометкой «адресат не найден по данному адресу» акт сверки расчетов налогоплательщика подписывается должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками в одностороннем порядке.
- В случае явки налогоплательщика и отсутствия расхождений данных налогового органа с данными налогоплательщика документ составляется в трех экземплярах (в случае ликвидации - в двух экземплярах) и визируется начальником отдела работы с налогоплательщиками. Один экземпляр документа передается в отдел, формирующий пакет документов для последующего направления в налоговый орган по новому месту учета. Второй экземпляр сверки расчетов ликвидируемой организации передается на хранение в архив налогового органа. В случае наличия расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа осуществляются действия, аналогичные действиям при сверке расчетов с обычными налогоплательщиками.
- В случае неявки налогоплательщика для проведения сверки в срок, указанный в уведомлении, акт сверки расчетов с подписью должностного лица отдела работы с налогоплательщиками с визой начальника отдела работы с налогоплательщиками пересылается налогоплательщику, уклоняющемуся от проведения сверки, по почте. Акт сверки расчетов, согласованный в одностороннем порядке налоговым органом, уведомление, подтверждающее действия налогового органа по приглашению налогоплательщика для проведения сверки, передают в отдел, формирующий пакет документов для последующего направления в налоговый орган по новому месту нахождения.
- При приеме заявления о проведении сверки расчетов налогоплательщика лично на втором экземпляре заявления проставляется отметка о принятии и дате представления заявления. Должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками формирует акт сверки расчетов в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления налоговым органом.
- Если выявлена ошибка налогоплательщика, то готовится уведомление, которое подписывается руководителем (заместителем инспекции) и направляется по почте налогоплательщику через отдел финансового и общего обеспечения.
- При необходимости налогоплательщик может получить в налоговом органе справку о состоянии расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам. Заявление о выдаче справки должно быть подписано налогоплательщиком либо его представителем. Срок формирования и подписания справки о состоянии расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам не должен превышать 10 рабочих дней со дня получения заявления лично и 12 рабочих дней со дня получения заявления по почте. Подготовленная справка передается на подпись руководителю инспекции(его заместителю). Справка отправляется налогоплательщику по почте или передается лично.